АффтарСообщение





Пост N: 65
Рейтинг: 0
ссылка на сообщение  Постед: 18.12.07 19:41. Заголовок: Общая социология


1) Становление и развитие социологии как науки.
2) Теоретико-методологические основы развития социологии в России.
3) Парадигмальность современного социологического знания.
4) Объект и предмет социологической науки.
5) Система основных категорий в социологии.
6) Социальное как предметная область социологического знания.
7) Функции социологии.
8) Структура социологического знания.
9) Микросоциологические теории, сущность и виды.
10) Макросоциологические теории, сущность и виды.
11) Общество как система, сущность и различные подходы к определению.


12) Теории происхождения общества и современные концепции его развития.
13) Социальная структура общества.
14) Социальное неравенство как основа теории социальной стратификации.
15) Теория социальной стратификации П. Сорокина.
16) Экономическая стратификация общества.
17) Политическая стратификация общества.
18) Профессиональная стратификация общества.
19) Понятие маргинальность.
20) Социальная стратификация современного российского общества.
21) Социальная мобильность: природа, сущность, типология.
22) Миграция, миграционная мобильность.


23) Социальный конфликт как форма социального взаимодействия.
24) Марксистская конфликтная парадигма.
25) Концепция социального конфликта Дарендорфа.
26) Структурно-функциональная конфликтная парадигма Козера.
27) Культура как социальная система, элементы и функции.
28) Социальные общности: основные признаки и типология.
29) Социальные организации и группы.
30) Социальное управление.
31) Социальные институты.
32) Социальные статусы и роли.
33) Структура личности.

Служу Советскому Союзу.

ИТАК, Я — ГОПНИК УБЛЮДОЧНЫЙ
Я тупое быдло, недочеловек! Советую убить меня прямо сейчас.
Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить
Ответов - 20 [только новые]


Первый




Пост N: 275
Откуда: Россия, Первопрестольная
Рейтинг: 0

Замечания: УПЯЧКА!!! Я ИДИОТ, УБЕЙТЕ МЕНЯ КТО-НИБУДЬ!!!1 ',
ссылка на сообщение  Постед: 19.12.07 22:26. Заголовок: Спасибо, друг Пятый!..


Спасибо, друг Пятый!
Господа, надо что-то сделать с формой ответа... Кто там админ??

ОЗК ЗА ВЕНДЕТТУ

75=666 (с)

В успокоительный сон не должно тебе погружаться прежде, чем снова не вспомнишь о каждом сегодняшнем деле, в чем провинился? Что мог совершить? И чего не исполнил?
Пифагорейцы.
Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить
Баффсуппорт




Пост N: 114
Откуда: Бахрейн, Северодвинск
Рейтинг: 0
ссылка на сообщение  Постед: 19.12.07 23:58. Заголовок: Ваще убрал смайлики...


Ваще убрал смайлики.
Вот. Вот так теперь.

Школа позитивного ничегонеделания. Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить
Первый




Пост N: 276
Откуда: Россия, Первопрестольная
Рейтинг: 0

Замечания: УПЯЧКА!!! Я ИДИОТ, УБЕЙТЕ МЕНЯ КТО-НИБУДЬ!!!1 ',
ссылка на сообщение  Постед: 20.12.07 14:30. Заголовок: Форс с нами ботает? ..


Форс с нами ботает? Надо блоки делить...
А я начинаю.

ОЗК ЗА ВЕНДЕТТУ

75=666 (с)

В успокоительный сон не должно тебе погружаться прежде, чем снова не вспомнишь о каждом сегодняшнем деле, в чем провинился? Что мог совершить? И чего не исполнил?
Пифагорейцы.
Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить
Баффсуппорт




Пост N: 115
Откуда: Леголэнд, Тольятти
Рейтинг: 0
ссылка на сообщение  Постед: 21.12.07 17:07. Заголовок: Какой к чОрту заголовок?!


Поделил. Начинай.

Школа позитивного ничегонеделания.

Боже, Соцфак храни.
Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить
Первый




Пост N: 278
Откуда: Россия, Первопрестольная
Рейтинг: 0

Замечания: УПЯЧКА!!! Я ИДИОТ, УБЕЙТЕ МЕНЯ КТО-НИБУДЬ!!!1 ',
ссылка на сообщение  Постед: 22.12.07 11:05. Заголовок: Собрание жильцов наш..


Собрание жильцов нашего дома предлагает: в связи с нехваткой времени и желания для полного забота блоков, проботать только те вопросы, которые кажутся сложными.

ОЗК ЗА ВЕНДЕТТУ

We're alive! And the future never dies!
Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить
Пиворг




Пост N: 119
Info: Позитивное
Откуда: Россея, мАсква
Рейтинг: 0
ссылка на сообщение  Постед: 22.12.07 15:45. Заголовок: Какая нах нехватка в..


Какая нах нехватка времени???
Ботай все с краю!

Миллионы леммингов не могут ошибаться...

- Доктор, благодарю вас! Вы вылечили меня от мании величия. Хотите, я назначу вас губернатором?
Спасибо: 1 
ПрофильЦитата Ответить
администратор




Пост N: 63
Рейтинг: 0
ссылка на сообщение  Постед: 22.12.07 21:15. Заголовок: Ботайте активнее, об..


Ботайте активнее, общественность на вас надеется

Что меня не убивает, то делает сильнее... Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить
Пиворг




Пост N: 122
Info: Позитивное
Откуда: Россея, мАсква
Рейтинг: 0
ссылка на сообщение  Постед: 22.12.07 21:27. Заголовок: Обществености ща что..


Обществености ща что нибудь плохое сделаеМ, за пассивность:)

Миллионы леммингов не могут ошибаться...

- Доктор, благодарю вас! Вы вылечили меня от мании величия. Хотите, я назначу вас губернатором?
Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить
Первый




Пост N: 282
Откуда: Россия, Первопрестольная
Рейтинг: 0

Замечания: УПЯЧКА!!! Я ИДИОТ, УБЕЙТЕ МЕНЯ КТО-НИБУДЬ!!!1 ',
ссылка на сообщение  Постед: 22.12.07 21:39. Заголовок: 3) Парадигмальность ..


1. Становление и развитие социологии
Главная предпосылка - появление капитализма.
Причины:
1)охранительная причина(буржуазия хотела сохранить свою власть)
2)достижения в естествознании
3)политическая(возникают одинаковые полит. структуры, профсоюзы, парламент и т.д.)
4)теоретические предпосылки:
-появление новых методов (наблюдение и эксперимент в естествознании)
-достижения социальной философии (появление понятий:классы, классовая война, гражданское общество)
-появление статистики (статистических данных о рожд, смерти и.т.д)
становление:
первые направления в социологии: позитивизм, натурализм
1.Конт.
Считал, что социология должна основываться на фактах, уйти от абстракции.
знания (по конту): верифицируемые, неверифицируемые(философ.,психолог.,религ.)
Конт выделял соц. статику и соц. динамику.
методы в социологии: наблюдение (закон о преобладании наблюдения перед воображением), эксперимент (создание искусственных условий для проверки как действует явление), сравнительный (основополагающий).
верификация должна осуществляться по 3 принципам: эмпиризм (источником знаний должен быть опыт), позитивизм (проверяться должны факты), физикализм (понятия социологии нужно свести к понятиям физики по конкретности и точности).
2.Спенсер.
Рассматривал общество как организм. об-во имеет свои биолог законы, в природе борьба за выживание, в обществе классовая борьба.
функции: земледелие (функция питания), торговля ( кровообращение), армия (кожа), транспорт (сосуды). Понятие соц. института. Эволюция общества строится по принципам:
-дифференциация (разделение структуры)
-интеграция(взаимосвязь эл. структуры)
-возрастание порядка
Спенсер-соц.дарвинист

3. Маркс
азработал мат. понимание истории. Законы:
-способ производства определяет полит. и дух. жизнь(надстройка)
-первенство экономики(базиса над надстройкой)
-общ.-экономическая формация (5 штук)
Формации: первобытная - рабовладельческая - феодальная - буржуазная - комм.
ОШИБКИ МАРКСА:
Частная собственность сковывает производства, общ. - развивает
Классовая борьба должна усиливаться
Человеческие условия возможно создать только через революцию

4. Уорд
Эволюционист. Психологическое направление.
Концеп. социальных сил: определяющее - это поведение человека. Главная черта - желание.
Первичные: голод, жажда, секс
Вторичные: интел., моральные, эстет.
Удовлетворение желаний - через труд.

5. Гидденс
Считал, что общество - психологическое явление. Для общества важны суб. факторы - солидарность.
Классы ( по солидарности) :
-социальный (защита общества)
-несоциальный (по барабану)
-псевдосоциальный (те, кто живет за счет общества)
-асоциальный (вредители)

6. Лебон
Теория толпы.
Однородная толпа - классы, касты, секты
Разнородная толпа - парламент, футболисты, болельщики (примеры от Ляшенко)
Любая толпа разрушительна:
-чел. теряет индивидуальност
-чувство реальности происходящего
-увелич. внушаемость
-подчинение "лидеру"

7. Тард в обществе основной процесс - подражание. Низшие подражают высшим. СМИ - как транслятор образов.

8. Ч. Кули - разделял группы на первичные и вторичные. Теория Зеркального Я - индивид находит в других свое отражение выраженное в:
-мнении других о себе
-своем мнении о себе
-интегральном чувстве (стыда, гордости и т.д.)

9. Теннис - социология как система понятий.
Соц. знание:
-чистое (теория)
-прикладная
-эмпирическое
Связи:
-общественные (рац.)
-общинные (похоже на первич. группы)
Формы соц. жизни:
-соц. отношения (объективны)
-группы (общ. цель)
-корпорации (внутреняя организация)

9. Зиммель
Основа общества - взаимодействие (конфликт, конкуренция и т.д.)

10. Вебер
учение об идеальных типах (исторические - отраж. реальность , социологически- отраж. деятельность ученого)
учение о понимающей социологии (любое действие ожидаемо)
классификация действий.
деление общества на традиц. и индустриальное.
"дух. отношения не менее важны нежели производственные". "развитию отношений способствует этика"

11. Дюркгейм - социологический подход. Соц. реальность - первична, индивидуальная - вторична.
Соц. методы базируются на соц. фактах, которые сущ. независимо от человека, и давлеют на него.
Исследование должно строится на сравнении. Солидарность и распределение труда. Самоубийство.
Растройство функций соц. инстов - аномия.

Становление социологии в ХХ веке.
-Появление эмпиризма.
-Появление новых направлений.
-Отход от классики - попытки соединить теории и эмпиризм.
-появление полипарадигмальности.
-кризис соц. знания
Этапы развития:
- 1920 - 30.
Развитие эмпиризма. Томас, Знанецкий: исследование "Польский крест. в Америке".
Проникновение соц. в производство - индустриальная соц. Хортонский эксперимент, социолог Мэйё. На производство влияет симпатия и антипатия в коллективе.
- 1940 - 60.
Построение теоретико-методологической системы.

П. Сорокин, соц. стратификация и соц. мобильность.

Парсонс, соц. действия: любое соц. действие предполагает:
-действующее лицо
-конкретную ситуацию
-условие действия (цели и нормы)
т.Структурно-функционального анализа:
Усложнение соц. системы -> устойчивость системы уменьшается (дифференциация структуры).
Система проходит 3 революции:
- промышленная
- демократическая
- образовательная
Условия функционирование:
-поддержание ценностного образца
-интеграция
-целедостижение
-адаптация
В соц. системе:
-нормы
-ценности
- роли
-организация

Мертон.
Любую соц. систему можно подвергнуть анализу. Постулаты анализа:
-эл. системы должны быть функциональны
-все эл. выполняют соц. функции
-все эл. необходимы в той или иной ситуации.
Т. среднего уровня - между теорией и эмпирией должен быть посредник - теория среднего уровня.
Функция и дисфункция соц. инста. Явная и латентная функция соц. инста. Аномия (как разлад структуры и функций).

-1970-85

Социология становится полипарадигмальной. Парадигмы - конфликта(Козер, Дарендорф), обмена(Хоманс и Блау), символического интеракционизма(Мид), функц.-структур(Парсонс, Мертон), этнометодология(Гарфинкель), феномен. социология (Шюц, Бергер, Лукман).

-1985-по настоящее время

Интеграция всей социологии, возниковение постклассики, кризис соц. знания.

2) Теоретико-методологические основы развития социологии в России.
1) реформы Петра
2) реформа 1861
3) Капитализьм
4) новые слои, классы, профессии
5) зарождение вечно недовольного рабочего движения
6) сохранение пережитков крепостничества, что придавало особую изюминку


3) Парадигмальность современного социологического знания.
Парадигмы – конфликта (Козер, Дарендорф), обмена (Хамманс, Блау, Эммерсон), символический интерракционизм (Мид), этнометодология (Гарфинкель), феноменологическая соц. (Шюц, Бергер, Лукман), структурно-функциональная(Парсонс, Мертон)

Томас Кун (1922-1995), автор книги <Структура научных революций>, ставшей философским и социологическим бестселлером. Его интерес к развитию научных теорий и революций в науке возник из размышлений над некоторыми фундаментальными различиями общественных и естественных наук. Кун ввел в научный оборот понятие парадигмы как (концептуальной схемы, которая признается членами научного сообщества в качестве основы их исследовательской деятельности и с этой позиции пересмотрел всю историю европейских наук.
Иногда под парадигмами понимаются крупные теории, группы теорий или метатеории. Каждая парадигма определяет угол зрения, стиль мышления ученого, его теоретический подход к изучению, интерпретации и оценке социальных фактов и требует выработки своеобразного категориального аппарата.

Парадигму можно уподобить коллективной привычке делать все одним, а не другим способом, решать свои задачи только одним образом, например переводя все на язык переменных. Научные стереотипы - утвердившиеся алгоритмы решения задач - вошли в традицию, сформировали своего рода <тоннельное мышление>. Приверженцы структурного функционализма, когда речь идет о теоретическом анализе реальности, переводят все в явные и латентные функции, взаимодействие структур и институтов. Иные подходы, например символический интеракционизм или понимающая социология, которые исходят из того, что социальный мир конструируется сознанием людей, они считают ненаучным взглядом на мир.

По мнению Куна не существует фактов, независимых от парадигмы, следовательно, не существует теоретически нейтрального языка наблюдения. Ученые, овладевая содержанием парадигмы, учатся видеть мир сквозь ее призму. Не факты судят теорию, а теория определяет, какие именно факты войдут в осмысленный опыт. Отсюда тезис Куна о несоизмеримости парадигм - о невозможности установления строгих логических отношений между сменяющими друг друга фундаментальными теориями.

4) Объект и предмет социологической науки.
6) Социальное как предметная область социологического знания.
Объект - общество как целостность, как часть объективной реальности.
Социологи до сих пор не пришли к единому мнению относительно предмета социологии. Но ключ к пониманию сущности социологии как науки лежит в понятии социального и сопряженного с ним.
Социальное - это совокупность или результат совместной деятельности индивидов, проявляющийся в их общении и взаимодействии.
Т.е. социальное возникает в ходе взаимодействия людей, которое обусловленно местом, временем и ролью индивида, что определяет разнообразие социального.
"Социология - наука о становлении, динамике и взаимодействии соц. общностей в рамках соц. инстов, организаций, структур и систем, наука о соц. процессах и поведении, о взаимодействии личности и общества, о современном обществе как цельной системе, о тенденциях его развития"

5) Система основных категорий в социологии.
Короче, социология имеет дело с самыми разными явлениями, объясняет всё, что ей не лень, поэтому категориальный аппарат невероятно обширен, начиная с понятий статуса, роли, заканчивая организациями и обществами. Категории могут описывать как нечто материальное (организация), так и идеальное, поведенческие аспекты (ценность, мотивация, адаптация).
Я думаю, так.

7) Функции социологии.
-Теоретико-познавательная. Особенность социологического знания.
-Практически-преобразовательная. Подразумевает использование социологического знания в различных областях соц. практики, в т.ч. во взаимном приспособлении индивида и соц. среды.
-Мировоззренческая. т.е. выработка индивид. ориентации в обществе, его отношения к себе и к другим.

8) Структура соц. знания

ОБЩЕТЕОРЕТИЧЕСКИЙ УРОВЕНЬ - Изучение социальных процессов явлений, форм и видов общественного бытия и общественного сознания, наиболее общих вопросов трансформации общества на социально-философском уровне
ТЕОРИИ СРЕДНЕГО УРОВНЯ - Изучение конкретных областей, проблем, процессов, институтов, социальной структуры. Обеспечивают связь общей теории с реальной действительностью.
ЭМПИРИЧЕСКИЙ УРОВЕНЬ - Сбор факторов, сведений, мнений, суждений людей, групп, обработка, обобщение, первичная интерпретация
СОЦИОИНЖЕНЕРНЫЙ УРОВЕНЬ - Диагностика, прогнозирование, моделирование, социальное проектирование, изменение
организационных структур, создание технологий организации отдельных процессов
3 аспекта социализации знания:
-структурная социализация (усвоение знаний),
-генетическая социализация(получение знания по родству),
-социальная стратификация(люди делятся на экспертов и дилетантов).
Знания составляют мотивационную основу.
структура соц. знания:
-онтологическая (что есть этот предмет?-предметное),
-гносеологическая (каким методом его можно познать-методологическое)
Существует множество классификаций, например, по Григорьеву:
по субъектам: личности, семьи, классов, молодежи и т.д. (соц. личности, семьи и т.д.)
по сферам жизни: труда, быта, науки, образования, свободного времени и т.д.
по связи с другими науками: исторические. экономические, психологические, соц. работы.
по структуре об-ва: классов, села\города и т.д.
по соц. институтам: управления. семьи, образования и т.д.
по девианству: отклоняющегося и преступного поведений.
по уровням: макрсоциология, микросоциология, теория среднего уровня
Ступени соц. знания фиксируют динамический подход:
-Знание об обществе в целом
-Общество как взаимосвязь сфер
-Общество как система соц. общностей
-Общество как система институтов, организаций
-Общество как соц. компонент личности

Специфика соц. знания: абсолютно точного знания социология не дает. Не объективна из за особенности предмета изучения.
Социальные знания детерминировано.

9) Микросоциологические теории, сущность и виды.
10) Макросоциологические теории, сущность и виды.


Макро:
-Структурный функционализм (Т. Парсонс):
Акцент на натур. подходе, естественно-науч. методология, перечисление всех необходимых условий обеспеч. равновесие и порядок соц. системы, все сост. элементы, механизмы интеграции.
Это концептуальная схема, в центре которой находится процесс взаимодействия систем, окраш. личностными характеристиками и ограниченных культурой.
-Неоэволюционнизм (Парсонс, Э.Шиллз)
Развитие струк-функ. в попытке соединить идею системности с идеей развития. Все действующие системы сталкиваются с 4-проблемами:
-адаптация(обеспеч. ресурсов из окружающей среды)
-целедостижения(способность моб. ресурсы при необходимости)
-интеграция(координация и регул. отношений внутри системы)
-поддержание ценностного стандарта(обеспеч. соответ. деятельности индивидов целям системы, выработка мотивации, снятие эмоц. напряжения)
Развитие общества как дифференциация структуры, развитие продуктивности, увеличение адаптивной способности.
Различные предложения причины эволюции (технологический прогресс, многолинейная эволюция, соц. организация)

-Теория соц. изменений (Р. Мертон):
Развитие струк-функ. в попытке соединить идею системности с идеей развития. Отказ от общей социологической теории, введение множественных моделей функциональго анализа на уровне конкретных соц. систем и общностей. Введение понятия дисфункции, латентной и явной функции. Выяснение причин становления соц. изменений в однофакторных и многофакторных моделях. Противопостевление "стуркт-функц" модели "причинно-следственной" модели соц. изменений. По вопросу причины-следствия соц. изменений общего согласия нет, ибо каждый предлагал свое ( естественный отбор Г.Спенсер, географ. среда, климат Р.Бокль, раса А.Гобино, война А.Тойнби, разделение труда и кооперация Э.Дюркгейм, идеология М.Вебер и т.д.)
- Теория соц. конфликта (Миллс, Р. Дарендорф, Л. Козер):
Развитие струк-функ., критика комфортности, забвения соц. конфликта, неоправданного оптимизма, преувеличения внимания к интеграции и согласию. Миллс утверждает, что любой макросоц. анализ чего-то стоит если он касается проблем борьбы за власть между конфликтующими соц. группами.
-Теория соц. систем (Т. Адорно, М.Поланья):
Развитие струк-функ. Синтез струк-функ и теория соц. конфликта. Продолжение функционалистского подхода, когда отношения и структуры рассматриваются как абсолютно не зависящие от людей, их намерений и стремлений. Поведение людей определяются "императивам системы". Сторонники общей теории соц. систем ищут условия, обеспеч. позитивные для системы последствия, причем часто эффективность "работы" системы оцен. независимо от анализа возможных негативных последствий тех или иных решений для людей. Сведение хара-ки человека к какому-то одному качеству (потребность, мотивация, установка) делает теоретические модели более простыми и не соотв. реальности.
В рамках этой теории начался поиск причин тех неудач, которые постигли как эмпирическую соц. так и макротеории общества, основанные на допущениях, свойственных естест. наукам - игнорирование творческой деятельности человека, придание естеств. научным методам и идеям слишком широких мировоззренческих функции.
- Структурализм (М.Фуко, К. Леви-Стросс) :
аналог структр.-функ во Франции. Пафос структ. состоял в попытке построения новой модели соц. реальности. Такой моделью явился язык как изначально и прозрачно структурированиое образование. Структуралисты Франции - последователи лингвистического структурализма. Аппарат лингвистики, семиотики, с привлечение некоторых методов используемых точными и естеств. науками. Подход к соц. реальности строится на том, что во всех человеческих проявлениях - общ. инстах, культ. творчестве - налич. "коллективное бессознательное".
Микро:
Протест против овеществления соц. системы, пренебрегающим изучением творческой, сознательно чел. деятельности. Ряд теория ориент. на выяснение роли конк. межчеловеческих взаимодействий в создании и функц. струтур соц. мира.
-Теория соц. обмена (Дж. Хоманс, П. Блау):
"Назад к человеку" - критика стуркт-функц с позиций психологизма. Примат психического над соц. Человек жестко детерминирован и в изучении нет никакой необходимости в понимании душевных состояний индивидов, т.к. это иллюзии.
Людям необходимы вознаграждения(соц. одобрение, уважение, статус и т.п. + практическая помощь), получить которые они могут, только взаимодействуя с другими людьми. Но так как взаимоотношения могут быть неравными, люди могут использовать потребности других людей для приобретения власти над ними:
-если нуждающиеся не располагают необход. средствами
- если они не могут получить их из другого источника
- если они не хотят получить то, в чем нуждаются, силой
-если в их системе ценностей не проихойдет изменений, при которы они смогут обойтись без того, что раньше им было необходимо.
Символический интеракционизм(Г.Мид, Г.Блумер):
Критика теории обмена, как несводимости человека к реакции на внеш. стимулы.
Симв. инт. стремится к описанию чело. взаимодействий и общества с позиций приспособления и отказа от приспособления друг к другу игроков в игре. Поскольку игры имеют правила, символ. инт. предпочитают фокусировать внимание не том. как игроки в зависимости от хода взаимодействия создают, поддерживают и осознают правила игры. Теория идет от внешнего к внутр., и от внутр. к внешнему. Взаимод. опосредованно символами. Личность соц. продукт, сформированный в ролевом взаимодействии. Значение роли и интериоризация роли, как соотнесение представления о своей роли с представлением о самом себе. Блумер грит, что люди действуют по отношению к объектам, ориентируясь прежде всего на значения, которые придают этим объектам, а не на их субстанц. природу. Эти значения формируются и переформировываются в процессе соц. взаимодействия. Соц. реальность нестабильна, она подвижна и является продуктом взаимосогласования значений между актерами. Они вовлечены в бесконечный поток интерпретаций, оценок, определений ситуации, так что лишь четкие индуктивные процедуры могут помочь в деле объяснения поведения. Ролевая теория. Критика психологическая.
-Феноменология (А. Шюц, П. Бергер, Т. Лукман): долго объяснять, времени нет. Кто слушал доклады, тот помнит
-Этнометодология (Г.Гарфинкель).
Грит о том, что индивид вступая во взаимодействие представляет как оно должно проистекать, причем представления эти организуются в согласии с нормами и требованиями, отличными от норм и требований общепринятого рац. суждения. "Черты рациональности поведения должны быть выявлены в самом поведении". Акцент на исследовании единичных актов соц. взаимодействия. Задач. соц - выявление рац. обыденной жизни, противопост. рац. научной. Критика методов традиционной социологии, как искусственное наложение готовых схем на реальное человеческое поведение.

11) Общество как система, сущность и различные подходы к определению.
1. Отождествление общества с организмом и попытка объяснить социальную жизнь биологическими закономерностями. В XX веке концепция органицизма утратила популярность;
2. Концепция общества как продукта произвольного соглашения индивидов (см. Общественный договор, Руссо, Жан-Жак);
3. Антропологический принцип рассмотрения общества и человека как части природы (Спиноза, Дидро и др.). Достойным существования признавалось лишь общество, соответствующее подлинной, высокой, неизменной природе человека. В современных условиях наиболее полное обоснование философской антропологии дано Шелером;
4. Теория социального действия, возникшая в 20-е годы XX века (Понимающая социология). Согласно этой теории, в основе социальных отношений лежит установление «смысла» (понимание) намерений и целей действий друг друга. Главное во взаимодействии между людьми — осознание ими общих целей и задач и то, чтобы действие было адекватно понято другими участниками социального отношения;
5. Функционалистский подход (Парсонс, Мертон). Общество рассматривается как система.
6. Психологизм (Гиддингс, Уорд) - общество как психическое явление, из чувства солидарности и из необходимости в удовлетворении первичных и вторичных потребностей.
7. Дюркгейм - общество состоит из социальных фактов, тоже придавал значение солидарности


ОЗК ЗА ВЕНДЕТТУ

We're alive! And the future never dies!
Спасибо: 1 
ПрофильЦитата Ответить
Пиворг




Пост N: 123
Info: Позитивное
Откуда: Россея, мАсква
Рейтинг: 0
ссылка на сообщение  Постед: 22.12.07 22:24. Заголовок: 23) Социальный конфл..


23) Социальный конфликт как форма социального взаимодействия.

Социальный конфликт - это способ взаимодействия индивидов, общностей, социальных институтов, обусловленный их противоположными материальными и духовными интересами, определенным общественным положением, властью; столкновение, цель которого - нейтрализация, нанесение ущерба или уничтожение противника. Это одна из распространенных форм социальных действий. В основе конфликтов лежит отсутствие согласия людей, наличие противоречий, противоборствующих сторон со своими взаимонесовместимыми потребностями, интересами, целями, когда достижение целей одного препятствует достижению целей другим. Поэтому составляющими сторонами конфликтной ситуации выступают конкуренция и соперничество.
Л. Козер выделяет реалистические и нереалистические (беспредметные) конфликты. Реалистические конфликты направлены на достижение конкретного результата, они вызваны неудовлетворением определенных требований участников или несправедливым распределением между ними каких-либо преимуществ и ограниченных ресурсов (власти, богатства, территории). Нереалистические конфликты имеют своей целью выражение накопившихся отрицательных эмоций, обид, враждебности, т.е. острое конфликтное взаимодействие становится самоцелью, а не средством достижения конкретного результата. Типы конфликтов различны: когнитивный конфликт (борьба точек зрения людей) может перерасти в борьбу личностей (межличностный конфликт), в конфликт между личностью и группой, затем межгрупповой и даже в социальный конфликт - столкновение различных социальных общностей: классов, наций, государств, социальных институтов. Конфликты могут быть деструктивными, нарушающими эффективное взаимодействие и приносящими вред обеим сторонам, и конструктивными, способствующими выявлению и разрешению противоречий, движению вперед, развитию. Конфликт одновременно производит и позитивные, и негативные последствия. Как форма социального взаимодействия он может быть инструментом формирования, стандартизации и поддержания социальной структуры. В ряде социологических произведений конфликт рассматривается не как отклонение от нормы, а как нормальное состояние общества. Теория конфликта рассматривает конфликт как источник общественного развития, а социальный мир представляет как поле битвы множества групп, борющихся между собой, возникающих, исчезающих, создающих и разрушающих альянсы. Обладающие властью заинтересованы в сохранении порядка, а не обладающие властью стремятся к ее перераспределению, к изменению существующего положения, к конфликту. Р. Дарендорф подчеркивает, что ролевая структура порождает одновременно и солидарные, и конфликтные интересы. Социолог Дж. Рекс приходит к выводу, что социальный порядок есть сознательный результат защиты собственной власти отдельной группой, устанавливающей контроль над распределением.
Согласно Рексу конфликт занимает центральное место в жизни каждого общества, а порядок лишь носит черты «перемирия», являющегося следствием победы одной из сторон. Общество же состоит из конкретных групп и конкретных действий реальных индивидов, действующих независимым путем. Социолог Р. Парк в своей концепции социальной эволюции движущей силой развития взаимодействия людей считал конкуренцию, которая может принимать различные формы, начиная от соревнования как человеческой формы борьбы за выживание, которое затем может принять форму конфликта, в результате чего люди и группы вынуждены внутренне приспосабливаться к ситуациям, вызванным соревнованием и конфликтом; когда это происходит - конфликт угасает.



24) Марксистская конфликтная парадигма.

Концепция социально-классового конфликта К. Маркса. Противоречия между уровнем производительных сил и характером производственных отношений являются источником социального конфликта. Их несоответствие превращает производственные отношения на определенном этапе в тормоз для развития производительных сил. Возникает конфликт. Отсюда и объективная потребность в разрешении данного противоречия. Решение содержится в социальной революции, классическая формулировка которой дана К. Марксом: “На известной ступени своего развития, производительные материальные силы общества приходят в противоречие с существующими производственными отношениями, внутри которых они до сих пор развивались. Из форм развития производительных сил эти отношения превращаются в их оковы. Тогда наступает эпоха социальной революции. С изменением экономической основы более или менее быстро происходит переворот во всей громадной надстройке”. Любая социальная революция есть высший этап развития классовой борьбы. Теория Маркса является классической диалектической моделью социального конфликта. Социальные противоречия и конфликты для них – это не временное и локальное, а постоянное и повсеместное состояние общественной жизни. Они пронизывают все и общество в целом, и его отдельные сферы, уровни и структурные элементы. В соц. сфере – борьба классов, в экономике – между производительными силами и производственными отношениями. Конфликты – источник соц. развития, двигатель истории, должен постоянно поддерживаться.
Акцент на выявление всюду конфликтов и противоречий позволил лучше понять этот мощный источник общественного развития и важную роль свершившихся социальных революций. Одновременно это привело к отрицанию роли соц. единства, соц. согласия, и недооценке эволюционных, постепенных форм соц. реформирования в прогрессе общества, к абсолютизации значения революций и насилия.
Вобщем понятно и ладно

25) Концепция социального конфликта Дарендорфа.

Диалектическая концепция конфликта Ральфа Дарендорфа следует, казалось бы, в русле марксистской концепции, но существенно отличается от последней. Конфликтная модель общества строится на ином социальном основании. Основой деления людей на классы, по мнению Д., является участие или неучастие в осуществлении власти. Не только власть предпринимателей над рабочими создает основу для конфликта. Конфликт может возникнуть в любой организации, где вообще существуют управляющие и подчиненные. Для обозначения этих организаций Д. использует веберовское понятие “императивно-координированной ассоциации” (ИКА), представляющую собой хорошо организованную систему ролей. Разрешение конфликта в ИКА направлено на перераспределение авторитета и власти в ней. Конфликты становятся более многообразными. Вместо общества, которое было резко поляризовано, возникает плюралистическое общество, с пересекающими интересами, а значит с различными конфликтами. В западном посткапиталистическом обществе возникают большие возможности регулирования классового конфликта, который не устраняется, а локализуется в рамках предприятия. Термин “регулирование” относительно конфликта гораздо точнее, чем термин “разрешение”. Понятие “разрешение конфликта” вводит в заблуждение, ибо оно “отражает социологически ошибочную идеологию, согласно которой полное устранение конфликта возможно и желательно”. Для успешного регулирования конфликта, по мнению Д., важны три обстоятельства 1) признание различных точек зрения; 2) высокая организованность конфликтующих сторон; 3) наличие правил игры. Дарендорф рассматривает действительность на языке институциализированных образцов, используя понятие ИКА. Авторитет и конфликт служат функциональными реквизитами, где первый служит для интеграции системы, а второй - для социальных изменений.


26) Структурно-функциональная конфликтная парадигма Козера.

Модель позитивно-функционального конфликта Льюиса Козера преодолевает отрицательное отношение структурного функционализма к конфликту. Он считает, что “социальный конфликт ? это борьба за ценности и претензии на определенный статус, власть и ресурсы, борьба, в которой целями противников являются нейтрализация, нанесение ущерба или уничтожение соперника”. Козер делает упор на позитивные функции конфликта, на его стабилизирующую роль в поддержании динамического равновесия социальной системы. Вместе с тем социальные структуры отличаются друг от друга дозволенными способами выражения антагонистических притязаний и уровнем терпимости в отношении конфликтов. Социальный конфликт способен стать и средством стабилизации внутригрупповых отношений, и чреват социальным взрывом. Это зависит от характера социальной структуры, под воздействием которой и развивается конфликт. Козер выделяет следующие функции конфликта: 1) разрядка напряженности, т. е. конфликт служит “выхлопным клапаном” напряжения; 2) коммуникативно-информационная, т. е. люди в результате столкновений проверяют друг друга, получают новую информацию об окружающей среде и узнают свое соотношение сил; 3) созидание, т. е. противоборство помогает группе сплотиться, а не разрушиться в трудную минуту; 4) интеграция социальной структуры, т. е. конфликт не разрушает целостность, а поддерживает ее; 5) нормотворчество, т. е. конфликт способствует созданию новых форм и социальных институтов.

27) Культура как социальная система, элементы и функции.

Слово "культура" первоначально возникло в латинском языке и обозначало возделывание, обработку почвы. В последующем у Цицерона ("Туксуланские беседы") говорится об обработке ума, о философии как культуре ума. Под культурой стали иметь ввиду просвещенность, воспитанность, образованность человека, и в этом значении слово "культура" вошло почти во все европейские языки, в том числе и в русский "Культура как совокупность выражения души в жестах и трудах, как тело её, смертное, преходящее...; культура как совокупность великих символов жизни, чувствование и понимание: таков язык, которым только и может поведать душа, как она страждет".социологическая школа. Объединяет тех ученых, которые ищут истоки и объяснение культуры в его общественной природе и организации (Элиот, П. Сорокин, Вебер, Парсонс). Специфический облик той или иной страны, Вебер, например, связывал с культурными факторами, а не с цивилизационными, которые имеют общечеловеческий характер. Парсонс считает, что все духовные и материальные достижения, объединенные понятием "культура", являются результатом общественно обусловленных действий на уровне двух систем - социальной и культурной. Культура включает в себя три вида элементов:
1. Понятия (концепты). Они содержатся главным образом в языке и помогают людям организовать и упорядочить свой опыт. Мы все воспринимаем мир через формы, цвет и вкус предметов, но разные культуры организуют свой мир по-разному. Изучение слов определенного языка, таким образом, дает человеку средства для ориентировки в окружающем мире путем усвоения, накопления и организации своего" опыта.
2. Отношения. Культура в действительности не только описывает при помощи понятий то, из чего состоит мир, но и содержит определенные представления, как эти составные части связаны друг с другом в пространстве и времени, по значению (черное противоположив белому) и каузально (пожалел ребенка - испортил ребенка). Каждая культура характеризуется своими взглядами на взаимоотношения между понятиями как реального мира, так и мира сверхъестественного. Христианская теология, например, пытается объяснить создание мира божественным началом.
3. Ценности. Этот элемент культуры представляет собой разделяемые всеми убеждения относительно целей, к которым следует стремиться. Они лежат в основе моральных доктрин. И хотя разные культуры могут полагать ценностями разные вещи, каждое социальное устройство делает свой выбор - что считать ценностью, а что нет. Функции культуры. Многоплановая разноуровневая структура позволяет ей осуществить ряд функций:1. Аккумуляция родового опыта.2. Функция гносеологическая, познавательная. Охватывая все сферы общественного сознания, взятых их в единстве, культура дает целостную картину познания и освоения мира, а также уровень навыков и умений людей.3. Функция исторического обмена, передачи социального опыта Эту функцию называют информационной. Общество не имеет другого механизма передачи социального опыта, "социальной наследственности", помимо культуры. В этом смысле культуру можно назвать "памятью" человечества.4. Коммуникативная функция, Воспринимаемая информацию, заключенную в памятниках материальной и духовной культуры, человек тем самым вступает в косвенное, опосредованное общение с людьми, создавшими эти памятники. Средством общения выступает прежде всего выступает язык.5. Культура выполняет регулятивную и нормативную функцию. Здесь она выступает как система норм и требований, предъявляемых моралью и правом.6. Сигнификативная функция культуры - это ее способность создавать целостные, осмысленные представления о мире и самостоятельные философские и поэтические миры. Для этого культура вырабатывает запас значений, имен, знаков, язык. Наука, искусство, философия -это особым образом организованные знаковые системы, призванные с разных сторон представить мир, сделать его понятным, осмысленным, близким человеку.7. Функция "психологической разрядки" - как бы противоположна предыдущей, нормативной. Специфически культурные, закрепленные традицией формы разрядки - это праздники и ритуалы. В праздничные дни люди не работают, не соблюдают будничных норм жизни, устраивают шествия, пиры, карнавалы. Смысл праздника состоит в торжественном коллективном обновлении жизни. Во время праздника идеальное и реальное как бы сливаются, человек испытывает облегчение и радость, если, конечно, умеет праздновать и приобщаться к определенной праздничной культуре. В качестве разрядки эффектно используется игра. Суть игры состоит в удовлетворении влечений символическими средствами. Вместе с тем, многие игры настолько сложны и изощренны, что требуют сами больших усилий и напряжения. Примером могут служить шахматы.8. Главной функцией является гуманистическая функция. Культура облагораживает человека, делает его личностью, прививает культуру общения, культуру восприятия, милосердие, альтруизм, такт, любовь к другим людям. Культура выполняет свои функции, влияет на социальную жизнь разными путями: а) через социализацию, б) через создание и введение ценностей, в) через образцы поведения, г) через создание моделей институтов и социальных систем.

28) Социальные общности: основные признаки и типология.

Социальные общности - это реально существующие, эмпирически фиксированные совокупности индивидов, отличающиеся относительной целостностью и выступающие самостоятельными субъектами исторического процесса. Они характеризуются относительным единством, сходством целей, задач, интересов на основе общих условий бытия и деятельности.
Важной особенностью социальной общности является факт осознания единства собственных интересов на основе условий, сближающих жизнь ее членов. Факторы функционирования социальных общностей подразделяются на открытые и скрытые. К числу открытых факторов относятся: 1. социальные нормы, обязательные для всеобщего соблюдения и выполнения; 2. обычаи и традиции, принятые и существующие в социальной общности; 3. социальные институты, регламентирующие процесс создания новых социальных общностей, создающих условия для их жизнедеятельности, осуществляющих функции социального контроля за ней. К скрытым (латентным) факторам относится наличие общих (схожих, близких, единых) целей, задач, интересов.
Социальные общности существуют реально и эмпирически фиксируются в отличие от условных (номинальных) общностей. Они также отличаются от искусственно создаваемых в процессе эксперимента объединений людей. Главное отличие номинальной общности от реально существующей социальной общности состоит в отсутствии взаимодействия индивидов и связей по поводу совместной деятельности.В основе типологии социальных общностей лежат самые разные критерии. Существенное значение имеют базовые признаки социальной общности, объединяющие людей: собственность, доход, власть, престиж, статус. По этому основанию разновидностями социальных общностей являются классы, касты, сословия, социальные группы, слои (страты).
Одним из основных критериев типологии социальных общностей является качественно-количественный состав населения. По этому критерию выделяются массовые и групповые социальные общности.
Массовая общность - это тип социальной общности, включающей множество индивидов и характеризующейся рядом существенных признаков. Во-первых, это ситуативный способ существования, поскольку общность оказывается неустойчивой вследствие ее возникновения «по случаю» (толпа на митинге). Во-вторых, такая общность отличается разнородным составом, в нее входят люди, принадлежащие к самым разным группам. В-третьих, массовая общность не является замкнутой и имеет открытые границы, к ней может подключиться любой желающий принять участие в ее деятельности. В-четвертых, она характеризуется аморфным положением в составе более широких социальных общностей и не способна выступать в качестве их структурных образований.
Типичными образцами массовых общностей являются широкие социальные движения, ассоциации и объединения по культурным, спортивным и иным интересам, аудитории средств массовой информации и т. д.
Групповая общность включает в себя определенную в количественном отношении совокупность индивидов (не менее двух человек) и характеризуется следующими признаками. Во-первых, она обладает устойчивыми и определенными пространственно-временными границами своего существования (групповая общность студентов). Во-вторых, групповая общность определяется четко выраженной однородностью состава. В-третьих, члены групповой общности способны совместно выполнять различные виды деятельности, преследуя при этом общие цели и задачи. В-четвертых, групповая общность может входить в более широкие социальные общности на правах их структурного элемента.
По признаку и основанию проживания на определенной хозяйственно освоенной территории выделяются социально-территориальные общности. Они характеризуются наличием экономических, социальных, политических и иных связей между людьми в рамках пространственно ограниченных социальных структур. К числу наиболее значимых социально-территориальных общностей относятся: население села, района, города, агломерации, области, региона, республики.
По критериям пола и возраста выделяются демографические общности: мужчины, женщины, дети, молодежь, пенсионеры.
На основе базового признака выделяется этническая общность. Ее признаками являются единый язык, общие черты и стабильные особенности культуры и психологии, этническое самосознание, т. е. чувство принадлежности именно к данной этнической общности.
В зависимости от способов возникновения и функционирования различаются институционально или спонтанно образующиеся социальные общности, формальные и неформальные, официальные и неофициальные общности. Типология социальных общностей также может быть осуществлена с учетом критерия времени, поскольку одни общности функционируют длительный период, другие создаются на кратковременную перспективу.


29) Социальные организации и группы.

Группа социальная - совокупность индивидов, ограниченная неформальным или формальным членством. Её члены взаимодействуют на основе определённых ролевых ожиданий в отношении др.друга. От социальной группы следует отличать социальную категорию - людей, обладающих одной или несколькими сходными характеристиками (возраст, пол и т.п.), но не вовлечённых в социальные взаимодействия. Группы различаются по степени кооперации и солидарности, по степени социального контроля. Когда каждый член группы идентифицирует себя с ней (появляется чувство "мы"), формируются устойчивое членство в группе и границы социального контроля. В социальных категориях и случайных объединениях людей (типа толпы) эти характеристики отсутствуют. Каждый индивид входит в несколько групп - разных в разные периоды своей жизни. Он является членом семьи, класса, студенческой группы, трудового коллектива, группы друзей, членом спортивной команды и т.д. Социальные группы м.б. различными по размеру - малыми и большими, а также формальными и неформальными. Малые группы формируются в пределах охвата межличностными отношениями. В больших группах личные контакты м. всеми членами уже невозможны, однако такие группы имеют чёткие формальные границы, контролируются определёнными институциональными отношениями, чаще всего формальными. Большая часть социальных групп существует в виде организаций. Группы принадлежности индивида называются ингруппами (моя семья, моя компания и т.п.). Др.группы, к которым он не принадлежит, называются аутгруппами. В традиционном обществе доминируют малые группы, построенные гл.обр. на отношениях родства. В современном обществе структура групп и основания их формирования усложняются и разнообразятся. Индивид принадлежит одновременно ко многим группам, в связи с чем возникает проблема групповой идентичности. Существуют также большие группы, члены которых не связаны ни межличностными, ни формальными отношениями и не всегда могут идентифицировать своё членство - они связаны только на основе близости интересов, образа жизни, стандартов потребления и культурных образцов (имущественные группы, группы происхождения, должностного статуса и т.п.). Это группы, членство в которых основано на близости или совпадении социального статуса, - статусные группы. Организация социальная - закрытая и иерархическая структура, создаваемая под определённые цели и обладающая внутренней формальной статусно-ролевой и ценностно-нормативной структурой. Организация - один из важнейших элементов структуры современного общества. Большая часть социальных групп в современном обществе существует в виде организаций (от детского сада, школы и вуза до трудового коллектива, партии и профсоюза). От др. социальных групп (семьи, групп общения и т.п.) организации отличает именно формальный характер отношений. Современные теории организации выросли из веберовской (Вебер М.) концепции бюрократии как идеальной формы организации. Сейчас бюрократическая система организации (в современной терминологии - "механистическая") считается лишь одной из организационных форм, которая эффективна в стабильных ситуациях, характеризующихся неизменными технологиями и стабильными рынками. Поскольку сейчас такая ситуация крайне нетипична, доминирует др.форма организации - небюрократическая, "органическая", которая эффективна в ситуациях нестабильных, требу ющих децентрализации принятия решений и инициативности всех членов организации. В таких системах организации очень важное значение приобретает организационная культура. Она рассматривается как объединяющая сила, обеспечивающая такую мотивацию членов организации, которая соответствует целям компании, определяемым высшим менеджментом (топ-менеджментом). Топ-менеджмент целенаправленно создаёт организационную культуру, формирующую у служащих чувство принадлежности к фирме, общности интересов, что компенсирует сокращение традиционных механизмов социального контроля. Именно с развитием организационной культуры связан успех японского менеджмента.


Миллионы леммингов не могут ошибаться...

- Доктор, благодарю вас! Вы вылечили меня от мании величия. Хотите, я назначу вас губернатором?
Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить
Первый




Пост N: 283
Откуда: Россия, Первопрестольная
Рейтинг: 0

Замечания: УПЯЧКА!!! Я ИДИОТ, УБЕЙТЕ МЕНЯ КТО-НИБУДЬ!!!1 ',
ссылка на сообщение  Постед: 22.12.07 22:26. Заголовок: DinAlt Велик, батен..


DinAlt
Велик, батенька!

ОЗК ЗА ВЕНДЕТТУ

We're alive! And the future never dies!
Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить
Баффсуппорт




Пост N: 117
Откуда: Леголэнд, Тольятти
Рейтинг: 0
ссылка на сообщение  Постед: 23.12.07 14:55. Заголовок: 12. Теории происхожд..


12. Теории происхождения общества и современные концепции его развития.
Наряду с обывательскими теориями происхождения общества, типа, труд создал человека и общество, или общество создано богами, или мы есть продолжение внеземных цивилизаций, существуют также научные теории.
Теория изобретательности (инструментальная) человеческого ума. Который стал использовать инструменты для удовлетворения своих потребностей, а затем создал экономику и разделение труда.
Теория несезонных спариваний (сексуальная), что привело к созданию специальной организации для защиты слабых, а также необходимости контроля за беспорядочным размножением.
Кратическая концепция исходит из того, что сила и ум у людей распределяется не равномерно, по этому появляются лидеры которые начинают распределять полномочия в свою пользу. Создают соответствующие правила отношений.
Теория полов (гендерная) женщина обладая биологической монополией вынудили мужчин неудовлетворенных своей второстепенной ролью в качестве компенсации создать искусственную систему распределения властью и вытеснив из нее женщин. Причем это началось с момента распределения между собой женщин это источник социальности. Дальше они распространили свое влияние на распределение ресурсами и властью.
Биологическая теория (семантическая) Человек, как наиболее уязвимый биологический вид самовлюбленные по этому слепые, тупые по этому не дальновидные, новый биологический вид, а рядам с нами давно приспособившиеся виды. Для усиления себя мы сложили свои силы.
Концепции.. Чувствую, это Шмакова. Формационная – по Марксу, и цивилизационная – По Данилевскому. Бендер.


13. Социальная структура общества.
Социальная структура общества - объективное деление общества на отдельные слои, группы, различные по социальному положению, по отношению к способу производства. Основные элементы – классы, этнические, профессиональные, социально-демографические группы, социально-территориальные общности (город, село, регион). Каждый из этих элементов в свою очередь является сложной социальной системой со своими подсистемами и связями.
Социальная структура - своего рода каркас всей системы общественных отношений, то есть как совокупность экономических, социальных и политических институтов, организующих общественную жизнь. Главным принципом определения социальной структуры общества должен быть поиск реальных субъектов социальных процессов.
Социальную структуру общества можно представить как более или менее устойчивое соотношение социальных слоев и групп. Для изучения многообразия иерархически расположенных социальных слоев призвана теория социальной стратификации.


14. Социальное неравенство как основа теории социальной стратификации.
19. Понятие маргинальность.
21. Социальная мобильность: природа, сущность, типология.
Социальное неравенство – это складывающаяся в обществе
система отношений, которая характеризует неравномерное
распределение дефицитных ресурсов общества (денег, власти,
образования, престижа) между различными стратами или
слоями населения.
Социальное неравенство является причиной и следствием
социального расслоения – социальной стратификации.
В обществе возможно перемещение индивидов между
различными позициями в иерархии социальной
стратификации, влекущее за собой изменение социального
статуса.
Перемещение от одной социальной позиции к другой принято называть социальной мобильностью (П. Сорокин).
Горизонтальная социальная мобильность означает изменение
социальной позиции без изменения ранга, социального статуса.
Вертикальная - с изменением.
При внутрипоколенной мобильности изменение социального
положения происходит в пределах одной человеческой жизни.
При межпоколенной речь идет об изменении социального положения
детей по сравнению с их родителями.
Каналы социальной мобильности:
Образование;
армия или участие в боевых действиях;
фаворитизм – близость к тем, кто имеет власть и влияние;
успешная экономическая деятельность;
удачный брак;
участие политических движениях, партиях.
«Маргинальность» - пограничное, переходное, структурно-неопределенное социальное состояние субъекта.
Людей, по разным причинам, выпавших из привычной среды и неспособных примкнуть к новым общностям (зачастую по причинам культурного несоответствия), испытывающих большое психологическое напряжение и переживающих своеобразный кризис самосознания называют маргиналами.

15. Теория социальной стратификации П. Сорокина.
Социальная стратификация по П.А. Сорокину - это дифференциация некой данной совокупности людей (населения) на классы в иерархическом ранге. Она находит выражение в существовании высших и низших слоев. Ее основа и сущность — в неравномерном распределении прав и привилегий, ответственности и обязанности, наличии или отсутствии социальных ценностей, власти и влияния среди членов того или иного сообщества.
П.А. Сорокин выделяет следующие основные формы социальной стратификации и взаимоотношения между ними: экономическая, политическая и профессиональная стратификация.
Любая организованная социальная группа по П.А. Сорокину всегда социально стратифицирована Это верно, по его мнению, не только для человеческого общества, но даже и для растительного и животного миров.
Он считает, что и большие социальные агрегаты, и любая организованная социальная группа, как только она сорганизовалась, неизбежно до определенной степени самодифференцируется.
П.А. Сорокин выделяет следующие основные формы социальной стратификации и взаимоотношения между ними: экономическая, политическая и профессиональная стратификация.
Итак, социальная стратификация по П.А. Сорокину— это постоянная характеристика любого организованного обществ, которая, изменяясь по форме, существовала во всех обществах, провозглашавших равенства людей, при этом различаясь по своим конкретным формам, недостаткам и достоинствам.


16. Экономическая стратификация общества.
Говоря об экономическом статусе некой группы, следует выделить два основных типа флуктуации. Первый относится к экономическому падению или подъему группы; второй — к росту или сокращению экономической стратификации внутри самой группы. Первое явление выражается в экономическом обогащении или обеднении социальных групп в целом; второе выражено в изменении экономического профиля группы или в увеличении - уменьшении высоты, так сказать, крутизны, экономической пирамиды. Соответственно существуют следующие два типа флуктуации экономического статуса общества:
I. Флуктуация экономического статуса группы как единого целого:
а) возрастание экономического благосостояния;
б) уменьшение последнего.
II. Флуктуации высоты и профиля экономической стратификации внутри общества:
а) возвышение экономической пирамиды;
б) уплощение экономической пирамиды.
Существуют циклы, в которых усиление экономического неравенства сменяется его ослаблени¬ем. В этих флуктуациях возможна некоторая периодичность, но по разным причинам ее существование пока еще никем не доказано. За исключением ранних стадий экономической эволюции, от¬меченных увеличением экономической стратификации, не существует постоянного направления в колебаниях высоты и формы экономической стратификации. Не обнаружена строгая тенденция к уменьшению экономического неравенства; нет серьезных оснований и для признания существования противоположной тенденции. Таким образом, в любом обществе в любые времена происходит борьба между силами стратификации и силами выравнивания. Первые работают постоянно и неуклонно, последние — стихийно, импульсивно, используя насильственные методы.


17. Политическая стратификация общества.
Социальный процесс распределения статусов и рангов социальных агентов, в результате чего формируется определенный политический порядок, регулирующий доступ к общественным ресурсам.
Короч, Паретто. У элиты всё есть, у неэлиты нету нифига, И НЕ ВЫРВАТЬСЯ НАМ ИЗ ЭТОГО ЗАМКНУТОГО КРУГА, круга лжи, коррумпированности и чиновничьего беспредела. ДОКОЛЕ?! Доколе, спрашиваю я вас.. Ну и т.п.


18. Профессиональная стратификация общества.
Профессиональная и межпрофессиональная стратификация. Существование профессиональной стратификации устанавливается из двух основных групп фактов. Очевидно, что определенные классы профессий всегда составляли верхние социальные страты, в то время как другие профессиональные группы всегда находились у основания социального конуса. Важнейшие профессиональные классы не располагаются горизонтально, то есть на одном и том же социальном уровне, а, так сказать, накладываются друг на друга. Во-вторых, феномен профессиональной стратификации обнаруживается и внутри каждой профессиональной сферы.
Профессиональная стратификация проявляется в двух основных формах: 1) в форме иерархии основных профессиональных групп (межпрофессиональная стратификация) и 2) в форме стратификации внутри каждого профессионального класса (внутрипрофессиональная стратификация).
Межпрофессиональная стратификация, ее формы и основания
Существование межпрофессиональной стратификации проявлялось по-разному в прошлом и неоднозначно дает о себе знать сейчас. В кустовом (от слова куст) обществе она выражалась в существовании низших и высших каст. Согласно классической теории кастовой иерархии, кастово-профессиональные группы скорее накладываются друг на друга, чем располагаются рядом на одном и том же уровне
В любом данном обществе более професси¬ональная работа заключается в осуществлении функций организации и контроля и в более высоком уровне интеллекта, необходимого для ее выполнения, в большей привилегированности группы и в более высоком ранге, который она занимает в межпрофессиональной иерархии, и наоборот
Внутрипрофессиональная стратификация, ее формы
Второй вид профессиональной стратификации представляет внутрипрофессиональная иерархия. Члены почти каждой профессиональной группы подразделяются по крайней мере на три основных слоя. Первый репрезентирует предпринимателей, или хозяев, которые экономически независимы в своей деятельности, которые сами себе "хозяева" и чья деятельность заключается исключительно или частично в организации и контроле своего "дела" и своих служащих. Второй слой репрезентиру¬ют служащие высшей категории, такие, как директора, менеджеры, главные инженеры, члены совета директоров корпорации и т. д.; все они не владельцы "дела", над ними еще стоит хозяин; они продают свою службу и получают за это заработную плату; все они играют очень важную роль в организации "ведения дела"; их профессиональная функция заключается не в физическом, а в интеллектуальном труде. Третий слой — наемные рабочие, которые, как и служащие высокого ранга, продают свой труд, но дешевле; будучи в основном работниками физического труда, они зависимы в своей деятельности. И женщины.


20. Социальная стратификация современного российского общества.
Верхний слой общества (элиты и субэлиты):
а) правящая элита. К этому слою российского общества относятся руководители властных структур и политических партий, верхнее звено государственной бюрократии, а также собственники крупного капитала (олигархи).
б) верхний (субэлитный) слой. Данный слой представлен преимущественно собственниками средних и относительно крупных фирм, директорами крупных и средних приватизированных предприятий, а также наиболее состоятельной частью других групп занятого населения (главным образом, менеджеров и специалистов бизнес-профессий).
Средний протослой.
а) верхний слой представлен в основном менеджерами и предпринимателями, специалистами, военными, гуманитарная интеллигенция. Более 50% занято в частном секторе;
б) средний слой составляют специалисты и квалифицированные рабочие, руководители предприятий. Почти 50% занято в частном секторе, много молодежи (до 25 лет);
в) нижний слой - "белые" и "синие" воротнички, 2/3 занято в государственном секторе.
Базовый слой. Этот наиболее массивный элемент социальной структуры представлен средними рядовыми россиянами. Подавляющую часть их составляют работники средней и невысокой квалификации, занятые исполнительским трудом по найму. Три четверти из них работают в государственном секторе и только 9% -в частном. Это пролетаризированная интеллигенция, полуинтеллигенция (технические служащие), рабочие, крестьяне, низовые работники торговли и сервиса; 55% базового слоя составляют женщины чаще среднего и старшего возраста, с образованием в пределах школы или техникума. Большинство его представителей живут в средних и небольших провинциальных городах, селах и деревнях.
Нижний слой. Нижний слой общества в наших расчетах представлен работниками, не имеющими профессий и выполняющими простейший труд. Это наименее образованный, самый бедный, малоинициативный и социально беспомощный слой. Доля пожилых людей здесь в 1,6 раза выше средней, женщин в 1,5 раза больше, чем мужчин.
Андеркласс. ОЗК и прочие девинаты. Но мы самые крутые.


22. Миграция, миграционная мобильность.
Ну ребяяята, ну что такое.. Миграция – это когда все уезжают.
1. Безвозвратная (постоянная), осуществляемая с целью выезда на постоянное место жительства в принимающей стране.
2. Времено-постоянная: как правило, она ограничена сроком пребывания в стране въезда от 1 до 6 лет (из-за сохраняющейся зависимости от страны выезда, возрастно-половой, семейной и профессиональной характеристики мигрантов). В международной статистике такого вида мигранты носят название «долгосрочные эмигранты и иммигранты», «временные рабочие по контракту», «постоянные трудящиеся-мигранты».
3. Сезонная: связана с кратковременным (в пределах года) въездом для работы в тех отраслях хозяйства, которые имеют сезонный характер (сельское хозяйство, рыболовство, сфера услуг).
Понаехали тут. Соответственно, безработица может возникнуть, и всё такое. З**А!!!
Всё, до свидания.

Школа позитивного ничегонеделания.

Боже, Соцфак храни.
Спасибо: 1 
ПрофильЦитата Ответить
Первый




Пост N: 287
Откуда: Россия, Первопрестольная
Рейтинг: 0

Замечания: УПЯЧКА!!! Я ИДИОТ, УБЕЙТЕ МЕНЯ КТО-НИБУДЬ!!!1 ',
ссылка на сообщение  Постед: 23.12.07 19:39. Заголовок: Если копнёт более-ме..


Если копнёт более-менее глубоко - нам крышка. Если не будет копать, всё обойдётся.

ОЗК ЗА ВЕНДЕТТУ

We're alive! And the future never dies!
Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить
Пиворг




Пост N: 126
Info: Позитивное
Откуда: Россея, мАсква
Рейтинг: 0
ссылка на сообщение  Постед: 23.12.07 20:39. Заголовок: 30) Социальное управ..


30) Социальное управление.

Процессы управления в обществе (в социальных системах) называют управлением людьми или социальным управлением, что относится преимущественно к области социальных наук. Социальное управление включает два основных подкласса - управление индивидуальной деятельностью человека и управление коллективной деятельностью людей. Важнейшими видами социального управления являются административно-государственное (политическое) управление, управление социально-культурной сферой (духовным производством), управление материальным производством. Люди как главная производительная сила познают и используют законы природы и общества в процессе производства, распределения, обмена и потребления материальных и духовных благ. Объектами изучения при этом выступают социальные системы, а предметом - система управления различными сферами общества и областями организации социальной жизни. Например, управление общественным производством включает процессы управления народным хозяйством, отраслью, регионом, объединением, предприятием, а также управление внутри каждой социально-экономической системы. Это - уровни управления.В рамках социального управления выделяют две основные его формы - управление материальными ресурсами и управление человеческими ресурсами. Последнее включает процессы управления социальным развитием, образованием, занятостью, трудом, социальным обеспечением и др. Это - подвиды социального управления. Таким образом, объектом и предметом теории социального управления как науки выступают социальные системы и системы управления ими. Социальное управление вычленяется из имеющихся трех классов управления (техническими, биологическими и социальными системами) и подразделяется на следующие основные виды: административно-государственное (политическое) управление; управление социально-культурной сферой (духовным производством); управление производственной сферой (материальным производством).

31) Социальные институты.

Институт социальный - относительно устойчивые и долговременные формы социальной практики, которые санкционируются и поддерживаются с помощью социальных норм и посредством которых организуется общественная жизнь и обеспечивается устойчивость социальных отношений. Дюркгейм Э. называл социальные институты "фабриками воспроизводства общественных отношений". Социальные институты организуют человеческую деятельность в определённую систему ролей и статусов, устанавливая образцы поведения людей в различных сферах общественной жизни. Напр., такой социальный институт, как школа, включает роли учителя и учени ка, а семья - роли родителей и детей. М. ними складываются определённые ролевые отношения. Эти отношения регулируются набором специфических норм и предписаний. Некоторые, наиболее важные нормы закрепляются законодательно, др. поддерживаются традициями, обычаями, общественным мнением. Любой социальный институт включает в себя систему санкций - от правовых до морально-этических, которые обеспечивают соблюдение соответствующих ценностей и норм, воспроизводство соответствующих ролевых отношений. Т.о., социальные институты упорядочивают, координируют множество индивидуальных действий людей, придают им организованный и предсказуемый характер, обеспечивают стандартное поведение людей в социально типичных ситуациях. Когда та или иная деятельность людей упорядочивается описанным образом, говорят о её институциализации. Т.о., институциализация - это превращение спонтанного поведения людей в организованное ("борьбы без правил" в "игру по правилам"). Институциализируются практически все сферы и формы общественных отношений, даже конфликты. Однако в любом обществе существует определённая доля поведения, не подчиняющегося институциональному регулированию. Обычно выделяют пять основных комплексов социальных институтов. Это институты родства, связанные с браком, семьёй и социализацией детей и молодёжи; институты политические, связанные с отношениями власти и доступа к ней; экономические институты и институты стратификации, определяющие распределение членов общества по различным статусным позициям; институты культуры, связанные с религиозной, научной и художественной деятельностью. Исторически институциональная система изменялась от институтов, основанных на отношениях кровного родства и аскриптивных признаках, характерных для традиционного общества, к институтам, основанным на формальных отношениях и достижительских статусах. В наше время важнейшими становятся институты образования и науки, обеспечивающие высокие социальные статусы. Мертон Р. ввёл в социологию различение м.явными и латентными (скрытыми) функциями социальных институтов. Явные функции института заявлены, официально признаны и контролируются обществом. Латентные функции - это "не свои" функции, которые выполняются институтом скрытно или непреднамеренно (когда, напр., система образования выполняет не свойственные ей функции политической социализации). Когда расхождение явных и латентных функций велико, возникает двойной стандарт социальных отношений, что угрожает стабильности общества. Ещё более опасна ситуация, когда наряду с официальной институциональной системой формируются т.н. "теневые" институты, которые берут на себя функцию регуляции важнейших общественных отношений (напр., криминальные структуры в современной России). Любые общественные трансформации осуществляются через изменение институциональной системы общества, формирование новых "правил игры". Пр.всего, изменению подвергаются те социальные институты, которые определяют социальный тип общества (институты собственности, институты власти, институты образования).


32) Социальные статусы и роли.

В процессе взаимодействия с другими индивидами каждый человек выполняет определенные социальные функции, которые определяют его социальный статус. Социальным статусом называется общее положение личности или социальной группы в обществе, связанное с определенной совокупностью прав и обязанностей. Социальные статусы бывают предписанные и приобретенные, достигнутые. К первой категории относятся национальность, место рождения, социальное происхождение и т. п., ко второй — профессия, образование и др. В любом обществе существует некоторая иерархия статусов, которая представляет собой основу его стратификации. Определенные статусы являются престижными, другие — наоборот. Престиж — это оценка обществом социальной значимости того или иного статуса, закрепленная в культуре и общественном мнении. Эта иерархия формируется под влиянием двух факторов: а) реальной полезности тех социальных функций, которые выполняет человек; б) системы ценностей, характерной для данного общества. Если престиж каких-либо статусов необоснованно завышен или, наоборот, занижен, обычно говорят, что имеет место утрата равновесия статусов. Общество, в котором наблюдается тенденция к утрате этого равновесия, не может нормально функционировать. Социальный статус личности прежде всего оказывает влияние на ее поведение. Зная социальный статус человека, можно легко определить большинство качеств, которым он обладает, а также предсказать действия, которые он будет осуществлять. Подобное ожидаемое поведение человека, ассоциируемое с тем статусом, который он имеет, принято называть социальной ролью. Социальная роль фактически представляет собой некоторый образец поведения, признанный целесообразным для людей данного статуса в данном обществе. Социальная роль может быть закреплена за человеком формально (например, в законодательном акте) или же иметь неформальный характер. Каждый человек обладает не одной, а целым набором социальных ролей, которые он играет в обществе. Их совокупность называется ролевой системой. Многообразие социальных ролей может стать причиной внутреннего конфликта личности (в том случае, если какие-то из социальных ролей противоречат друг другу).
Однако, несмотря на то что поведение личности во многом определяется тем статусом, который она занимает, и теми ролями, которые она играет в обществе, она (личность) тем не менее сохраняет свою автономию и определенную свободу выбора. И хотя в современном обществе наблюдается тенденция к унификации и стандартизации личности, полной ее нивелировки, к счастью, не происходит. Индивид имеет возможность выбирать из множества социальных статусов и ролей те, которые позволяют ему лучше реализовать свои планы, максимально эффективно применять свои способности. Любое ролевое предписание намечает только общую схему поведения человека, сохраняя за ним возможность выбора путей его исполнения.

33) Структура личности.
Личность – совокупность общественных отношений, реализующихся в многообразных деятельностях (Леонтьев). Личность – совокупность внутренних условий, через которые преломляются все внешние воздействия (Рубинштейн). Личность – общественный индивид, объект и субъект социальных отношений и исторического процесса, проявляющий себя в общении, в деятельности, в поведении (Ганзен). И.С. Кон: понятие личности обозначает человеческого индивида как члена общества, обобщает интегрированные в нем социально значимые черты. Б.Г. Ананьев: личность – субъект общественного поведения и коммуникации. А.В. Петровский: личность – человек как общественный индивидуум, субъект познания и объективного преобразования мира, размуное существо, обладающее речью и способное к трудовой деятельности. К.К. Платонов: личность – человек как носитель сознания. Среди многих работ по теории личности, ее структуре в психологии особенно выделяются работы А.Г. Ковалева, В.Н. Мясищева и К.К. Платонова. А.Г. Ковалев ставит вопрос о целостном духовном облике личности, его происхождении и строении как вопрос о синтезе сложных структур: темперамента (структуры природных свойств), направленности (система потребностей, интересов, идеалов), способностей (система интеллектуальных, волевых и эмоциональных свойств). Все эти структуры возникают из взаимосвязи психических свойств личности, характеризующих устойчивый, постоянный уровень активности, обеспечивающий наилучшее приспособление индивида к воздействующим раздражителям вследствие наибольшей адекватности их отражения. В процессе деятельности свойства определенным образом связываются друг с другом в соответствии с требованиями деятельности.В.Н. Мясищев единство личности характеризует: направленностью (доминирующие отношения: к людям, к себе, к предметам внешнего мира), общим уровнем развития (в процессе развития повышается общий уровень развития личности), структурой личности и динамикой нервно-психической реактивностью (имеется в виду не только динамика высшей нервной деятельности (ВНД), но и объективная динамика условий жизни). С этой точки зрения структура личности – лишь одно из определений ее единства и целостности, т.е. более частная характеристика личности, интеграционные особенности которой связаны с мотивацией, отношениями и тенденциями личности. Концепция динамической структуры личности (К.К. Платонов). Наиболее общей структурой личности является отнесение всех ее особенностей и черт к одной из четырех групп, образующих 4 основные стороны личности: 1.Социально обусловленные особенности (направленность, моральные качества). 2.Личный опыт (объем и качество имеющихся ЗУН (знания, умения, навыки) и привычек). 3.Индивидуальные особенности различных психических процессов (внимание, память). 4.Биологически обусловленные особенности (темперамент, задатки, инстинкты и т.п.). 1 и 2 - социально обусловлены, 3 и 4 - генетически обусловлены.Все 4 стороны личности тесно взаимодействуют друг с другом. Однако, доминирующее влияние всегда остается за социальной стороной личности - ее мировоззрением, направленностью, потребностями, интересами, идеалами и эстетическими качествами. По Ганзену в структуру личности входит темперамент, направленность, характер и способности.Б.Г. Ананьев считает, что в структуру личности входят такие свойства: определенный комплекс коррелируемых свойств индивида (возрастно-половых, нейродинамических, конституционно-биохимических); динамика психофизиологических функций и структура органических потребностей, также относимых к индивидным свойствам. Высшая интеграция индивидных свойств представлена в темпераменте и задатках; статус и социальные функции-роли; мотивация поведения и ценностные ориентации; структура и динамика отношений.



Миллионы леммингов не могут ошибаться...

- Доктор, благодарю вас! Вы вылечили меня от мании величия. Хотите, я назначу вас губернатором?
Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить
Первый




Пост N: 288
Откуда: Россия, Первопрестольная
Рейтинг: 0

Замечания: УПЯЧКА!!! Я ИДИОТ, УБЕЙТЕ МЕНЯ КТО-НИБУДЬ!!!1 ',
ссылка на сообщение  Постед: 24.12.07 01:57. Заголовок: Я спать. We will ris..


Я спать.
We will rise again. No pasarAn.

ОЗК ЗА ВЕНДЕТТУ

We're alive! And the future never dies!
Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить
Форс!




Пост N: 101
Рейтинг: 0
ссылка на сообщение  Постед: 24.12.07 03:51. Заголовок: Артем, я твои вопрос..


Артем, я твои вопросы доработаю.

Западное общество попало под власть закона, выведенного не из Откровения, а из той самой логики, посредством которой можно доказать, что черное это белое.
Проект Россия.
Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить
Баффсуппорт




Пост N: 123
Откуда: Леголэнд, Тольятти
Рейтинг: 0
ссылка на сообщение  Постед: 24.12.07 18:42. Заголовок: Well done...


Well done.

Школа позитивного ничегонеделания.

Боже, Соцфак храни.
Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить





Пост N: 66
Рейтинг: 0
ссылка на сообщение  Постед: 24.12.07 19:36. Заголовок: We will rise again r..


We will rise again
raise - поднимать
rise - подниматься
we - мы
again - опять, снова
will - как вспомогательный глагол служит для образования будущего времени
death - дэс

"Истинная социология есть социализм" - Лавров. Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить
администратор




Пост N: 67
Рейтинг: 0
ссылка на сообщение  Постед: 24.12.07 20:04. Заголовок: Что ж, мы молодцы ))..


Что ж, мы молодцы ))

Что меня не убивает, то делает сильнее... Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить
Форс!




Пост N: 106
Рейтинг: 0
ссылка на сообщение  Постед: 25.12.07 03:20. Заголовок: :sm15: ..




Западное общество попало под власть закона, выведенного не из Откровения, а из той самой логики, посредством которой можно доказать, что черное это белое.
Проект Россия.
Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить
Ответить:
1 2 3 4 5 6 7 8 9
большой шрифт малый шрифт надстрочный подстрочный заголовок большой заголовок видео с youtube.com картинка из интернета картинка с компьютера ссылка файл с компьютера русская клавиатура транслитератор  цитата  кавычки моноширинный шрифт моноширинный шрифт горизонтальная линия отступ точка LI бегущая строка оффтопик свернутый текст

показывать это сообщение только модераторам
не делать ссылки активными
Имя, пароль:      зарегистрироваться    
Тему читают:
- участник сейчас на форуме
- участник вне форума
Все даты в формате GMT  3 час. Хитов сегодня: 10
Права: смайлы да, картинки да, шрифты да, голосования нет
аватары да, автозамена ссылок вкл, премодерация откл, правка нет



Создай свой форум на сервисе Borda.ru
Текстовая версия